Государственное учреждение "Отдел образования Костанайского района" Управления образования акимата Костанайской области
Официальный интернет-ресурс

Инклюзивное образование

Одним из приоритетных направлений социальной политики в РК является соблюдение конституционных прав детей с особыми образовательными потребностями.
На сегодняшний день в Костанайском районе 745 детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от 0 до 18 лет. По диагнозам: с задержкой психического развития детей-359, учащихся, в с легкой и умеренной умственной отсталостью-111, с тяжелой и глубокой умственной отсталостью-23, с нарушениями слуха-19, с тяжелым нарушением зрения-10, с нарушениями опорно-двигательного аппарата-54, с нарушениями речи-132, с ранним детским аутизмом-37. Детей-инвалидов в организациях образования- 60, из них с нарушением опорно-двигательного аппарата- 16 детей, инвалидов-колясочников среди них нет
Из общего числа детей с ограниченными возможностями 159 - инвалиды. Анализ возрастного состава детей-инвалидов показал, что 24 % составляют дети дошкольного возраста от 0-6 лет, 76 % составляют дети в возрасте 7-18 лет. Из общего числа детей с ограниченными возможностями 722 ребенка подлежат обучению, 23 ребенка не подлежат обучению.
В 42 организациях образования района реализуется инклюзивное образование для детей с ООП, в них обучается 396 ребенка.
На сегодняшний день из 50 учащихся обучающихся на дому, 26 детей это дети с особыми образовательными потребностями.
На дому обучаются дети, которые имеют такие сложные диагнозы как ДЦП, аутизм, умственная отсталость, генерализованная идиопатическая эпилепсия, из соматических заболеваний, сахарный диабет. В 2022-2023 учебном году открылись еще 3 коррекционных класса для 24 учащихся детей с особыми образовательными потребностями, с диагнозом замедленное психическое развитие в Майкольской ОШ- 7 класс, Владимировской ОШ-6 класс , в общеобразовательной школе № 2- 2 и 4 классы
Также, в сентябре 2022 года открыт кабинет поддержки инклюзии в КГУ «ОШ №2 г. Тобыл». Данный кабинет посещают дети, имеющие диагноз: замедленное психологическое развитие и умственная отсталость
114 детей из Костанайского района посещают занятия в кабинете коррекции, из 20 населенных пунктов Костанайского района, охват детей составляет 97%.
Для коррекционной поддержки детей с особыми образовательными потребностями в 14 школах, и 5 детских садах действуют логопедические пункты.
В Костанайском районе по инклюзивному обучению проводится определенная работа .
В начале учебного года проводится диагностика учащихся с ООП. Составлены индивидуальные планы работы с детьми, графики консультаций и посещения психолога и логопеда. Классные руководители собирают необходимую информацию и документы об учащихся с особыми образовательными потребностями. Учителями - предметниками разрабатывается календарно-тематическое планирование, поурочное планирование с учетом индивидуального подхода к учащимся с особыми образовательными потребностями, с индивидуальными заданиями для учащихся.
Дети имеют необходимые условия, помощь квалифицированных специалистов (психолога, логопеда, мед.работника, социального педагога), педагогов. Эти дети включены в общую образовательную и внеклассную деятельность : уроки, кружки, мероприятия, олимпиады, экскурсии.
Педагоги проводят работу с родителями, индивидуально беседует с учащимися, дают индивидуальные, дополнительные задания, осуществляется консультативно-профилактическая работа с родителями данных учащихся. После проведения диагностик, осуществляется обязательное собеседование с родителями, с целью ознакомления с результатами и для выработки дальнейших совместных действий по коррекции развития, поведения и обучения обучающихся.
Вопрос индивидуального подхода в ходе образовательного процесса к детям с ООП находится на контроле администраций школ, заместителей директоров по учебной работе: посещаются уроки, составляются анализы уроков, справки об организации индивидуального бесплатного обучения на дому и справки по проверке состояния работы с учащимися, имеющими заключения ПМПК.
Обучение детей с ООП организовано на уроке у каждого учителя, педагоги занимаются с индивидуальным подходом и заданиями, рарабатывают отдельные работы СОР и СОЧ с учетом рекомендаций и диагноза справок ПМПК. На уроках дети принимают активное участие, нередко остаются после уроков для дополнительных занятий и восполнения пробелов в знаниях. У педагогов имеются накопленные материалы по работе с детьми с ООП, все педагоги прошли курсы по инклюзивному обучению.
Классные руководители сотрудничают с родителями и поддерживают обратную связь. Также организованы занятия психолога, социального педагога и логопеда для детей с ООП.
Вопросы инклюзивного образования рассматриваются на педагогических советах, совещаниях.