Государственное учреждение "Отдел образования Костанайского района" Управления образования акимата Костанайской области
Официальный интернет-ресурс

ЗОЖ

Утвержден
постановлением Правительства Республики Казахстан
от « » 2023 года



КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 - 2025 годы


Введение

О наркоситуации
В настоящее время можно выделить следующие основные виды потребляемых наркотиков:
опиаты, в том числе следующие транзитом из Афганистана через территорию страны по так называемому «Северному маршруту», пролегающему по территориям Казахстана и государств Центральной Азии, и активно используемому организованной преступностью сопредельных государств;
синтетические наркотики, производство которых получило широкое распространение на территории страны;
произрастающая и культивируемая конопля и ее производные;
лекарственные препараты, содержащие в своем составе психоактивные средства, так называемая «аптечная» наркомания.
Негативными факторами, обуславливающими распространение наркотиков в стране, являются:
наличие устойчивых каналов незаконного ввоза транзитных видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления, вследствие недостаточной укомплектованности отдельных участков Государственной границы Республики Казахстан современными техническими средствами;
высокая латентность подпольных наркопроизводств, в том числе плантаций и «фито-лабораторий» по выращиванию каннабиса, оборудуемых, как правило, в малопроходимых местах, с использованием заброшенных колодцев, иных коммуникаций, а также легальных ингредиентов (конструкторы), доставляемых транспортно-логистическими грузами;
активное внедрение наркодиллерами достижений научно-технического прогресса (Даркнет, мессенджеры, криптокошельки и др.);
недостаточно изученная клиника и несовершенные методики исследования новых видов синтетических наркотиков,
не позволяющие сформировать нулевую терпимость общества к данным веществам и эффективный правоохранительный механизм борьбы с их распространением.
Ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн, из которых более 95% приходится
на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ.
В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество - 15,9 тонн, из них «синтетики» - 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонн (42%), каннабиса – 8,5 тонн (53,2%).
Превалирование на отечественном наркорынке каннабиноидов связано, в первую очередь, с наличием крупных очагов произрастания наркосодержащей конопли в «Шуской долине» (около 140 тыс. га). Разрозненность, труднодоступность
и ежегодное смещение этих ареалов в ходе естественных природных процессов не позволяют обеспечить эффективность превентивных мер по их уничтожению. Этому также препятствуют экологические аспекты, связанные с особенностью строения корневой системы каннабиса, способствующего сдерживанию почвы и поддержанию в ней необходимого количества влаги, что делает указанную местность благоприятной для организации пастбищ и других сельскохозяйственных целей.

Другим фактором является организация незаконного культивирования, так называемой «Индийской» конопли
на территориях Кызылординской, частично Туркестанской, Актюбинской и области Улытау. Данный вид преступной деятельности достиг своего пика к середине 2010-х годов, когда впервые для выявления и ликвидации наркоплантаций
в предпесковых и других малопроходимых участках этих регионов были привлечены авиация, другие специальные силы
и средства.
В результате тенденции незаконной культивации каннабиса были значительно купированы. Вместе с тем воздушная разведка остается наиболее эффективным способом борьбы с его распространением. В этой связи в корректировке нуждается лишь тактика задержания наркозаготовителей, скрытому обнаружению и документированию деятельности которых способствовало бы оснащение ОВД беспилотными летательными аппаратами, автомобильным транспортом и средствами воздушной разведки. При этом вертолетная техника будет применяться исключительно для десантирования групп захвата, что значительно увеличит ее моторесурс.
Несмотря на активное замещение в последние годы опиатов аналогичными по воздействию с ними, но более дешевыми синтетическими наркотиками, их присутствие на отечественном наркорынке носит нестабильный характер. Учитывая прямое влияние на это наркопроизводств и складывающуюся в Афганистане сложную общественно-политическую ситуацию, наркоситуация в данном направлении может развиваться по различным сценариям: с одной стороны – действующие власти Афганистана придерживаются курса беспрекословной борьбы с наркотиками, с другой – за долгие годы наркобизнес в стране стал основным источником дохода населения и, соответственно, пополнения государственной казны.
В этой связи прогнозирование дальнейшего развития ситуации, связанной с транзитом афганских опиатов, требует проведения отдельного углубленного анализа, поскольку данная проблематика взаимоувязана с остальными факторами, обуславливающими наркоситуацию в Казахстане и других странах Центральной Азии.
Глобальной общемировой проблемой является насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения. В Казахстане первые предпосылки к их распространению возникли в начале 2010-х годов,
в то время как, к примеру, в России и Беларуси смертность от «синтетики» достигала уже критических пределов.
Для оперативного решения данной проблемы, в первую очередь, было модернизировано антинаркотическое законодательство путем введения в 2015 году института «аналогов» наркотических средств и психотропных веществ,
наделения в 2019 году Правительства компетенцией по утверждению списков подконтрольных веществ, а также отнесению
в 2021 году «синтетики» к тяжелым видам наркотиков, уголовная ответственность за хранение которых наступает с 1 грамма.
Благодаря принятым нормам в Казахстане контролируются практически все известные на сегодня опасные виды синтетических наркотиков (всего порядка 300 веществ и более 1 тыс. их аналогов).
Наряду с этим к концу 2010-х годов в наркоторговле стали активно использоваться иностранные онлайн-платформы, сервисы обмена мгновенными сообщениями, электронные кошельки, а позже криптовалюта, обезличенные и подставные, так называемые, «дроп-счета».
В этой связи в 2020 году по поручению Главы государства склонение к потреблению и сбыт наркотиков через Интернет были отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, соответственно. Также введены новые составы преступления – реклама и пропаганда наркотиков.
Сегодня к указанным факторам масштабного распространения «синтетики» добавилось налаживание их собственного производства в условиях подпольных нарколабораторий с использованием прекурсоров и оборудования, как правило, российского и китайского происхождений. При этом продолжается контрабанда различных концентратов, прекурсоров
и готовых к употреблению веществ преимущественно с территории России посредством почтовых отправлений
и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время для усиления борьбы с новыми проявлениями наркобизнеса Мажилисом Парламента Республики Казахстан рассматривается законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за незаконный оборот внутри страны прекурсоров (уголовно наказуемой является лишь их контрабанда), иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков (здесь обязательным признаком является их сбыт).
Вместе с тем дальнейшее совершенствование в данном направлении нормативно-правовой базы видится в изучении судебной практики по делам о наркоправонарушениях, в особенности вновь введенным их составам, с выработкой разъяснений
и предложений по совершенствованию соответствующих норм.
Следует отметить, что вышеназванным законопроектом предполагается усилить ответственность за неправомерное обращение с сильнодействующими веществами, к числу которых относятся такие лекарственные препараты, как «тропикамид» и «закись азота», используемые в так называемой «аптечной наркомании». В основном данные вещества применяются для увеличения воздействия «синтетики» и других видов наркотиков и ввиду развития медицинского рынка не имеют исчерпывающего перечня.
Поэтому на данном этапе необходимо выработать механизм мониторинга и ограничения оборота медикаментов, становящихся предметом злоупотребления, с рассмотрением вопроса об отнесении наиболее опасных из них
к наркотическим, психотропным или сильнодействующим веществам, с учетом сохранения доступности к этим препаратам нуждающихся категорий граждан.
В целях пресечения распространения «синтетики» также важно предусмотреть меры в части:
усиления контроля за прекурсорами, иными веществами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотиков, в первую очередь, в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра соответствующих грузов с определением «природы», токсичности и химического состава таких веществ, изъятия которых в последнее время исчисляются десятками тонн (с начала т.г. – около 90 т), а также рассмотрением возможности их дальнейшего применения в промышленности и (или) утилизации;
ограничения использования в наркобизнесе интернет-технологий, в том числе путем расширения в Казахстане представительств иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, деятельность которых в этом случае будет подпадать под нормы действующего законодательства РК, а также провайдерских, банковских и почтовых услуг.
Здесь наряду с оснащением специализированных подразделений ОВД современными аппаратно-программными комплексами целесообразно рассмотреть возможность расширения в целом функционала МВД в сфере борьбы с киберпреступностью в части:
устранения условий, способствующих распространению наркотиков в развлекательных заведениях и иных объектах, входящих в соответствующую зону риска, с расширением их перечня и регламентацией мер, направленных на пресечение сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков, через призму соответствующих административно-правовых норм
(ст. 422 КоАП);
- внедрения скрининга на употребление психоактивных веществ среди декретированных групп населения с учетом их поэтапного расширения, исходя из необходимости установления реального количества наркопотребителей, а не их персональных данных.
Следует отметить, что с постановкой на утрату в 2015 году Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом первым и единственным на сегодня межведомственным документом в данной сфере стала одобренная в 2022 году Правительством Дорожная карта по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и профилактики наркомании на 2022-2023 гг.
Кроме того, действовавший в структуре МВД на правах государственного учреждения профильный Комитет, в 2014 году преобразован в Департамент по противодействию наркопреступности с сохранением всех его функций, целей и задач. Однако он претерпел 2-х кратное сокращение штатной численности и существенное ограничение полномочий на нормативном уровне.
В этот же период проведена реструктуризация других уполномоченных органов, в том числе таможни,
с передачей ее правоохранительной функции Службе экономических расследований, сотрудники которой не имеют доступа
в таможенную зону.
В итоге сложившаяся ситуация привела к значительному сокращению возможностей СЭР в противодействии контрабанде наркотиков и особенно ослаблению роли МВД как уполномоченного координирующего органа в формировании и реализации государственной наркополитики.
Первоочередные меры
Ввиду отсутствия четкой программной регламентации антинаркотической деятельности основной упор сегодня делается на борьбу с последствиями наркобизнеса, где имеется определенная связка правоохранительных, специальных государственных органов, судебно-экспертных и наркологических учреждений.
В то же время имеющийся у них потенциал при надлежащем финансировании позволяет создать эффективную платформу экстренной стабилизации наркоситуации, чему может способствовать принятию в ближайшей перспективе следующих мер:
оснащение пограничных пунктов пропуска досмотровым оборудованием по обнаружению наркотиков, прекурсоров
и оборудования для нарколабораторий, перевозимых большегрузным транспортом под видом товарно-материальных ценностей и легальной химической продукции;
укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы по ускоренному исследованию новых синтетических наркотиков, а также образцов крови и других биоматериалов, подлежащих отбору органами здравоохранения
в рамках медицинского освидетельствования граждан;
внедрение скрининга по выявлению наркозависимости на ранних стадиях, способствующего формированию достоверного учета наркопотребителей, эффективному анализу наркоситуации с выработкой адекватных мер профилактики наркомании;
модернизация и открытие лечебно-реабилитационных центров, повышение спроса на готовую продукцию лечебно-трудовых мастерских, мониторинг оказания медико-социальной помощи наркозависимым от психоактивных веществ в частных наркоцентрах;
повышение эффективности выявления и пресечения заготовки каннабиса, каналов его распространения, а также
ликвидации подпольных нарколабораторий в малопроходимой местности с применением современных технических средств.
В этой связи на реализацию мероприятий Комплексного плана борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено выделение из бюджета 53,1 млрд тенге, в том числе около 367 млн тенге собственных средств республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз» Министерства юстиции Республики Казахстан.

12345678910

п/п
Наименование
мероприятия
Форма
завершения
Сроки
исполнения
Ответственные за исполнение Объем финансирования, тыс. тенге Источники
финансирования
всего на 2023-2025 годы в том числе
2023
год
2024 год 2025 год
Ожидаемые результаты:
  Снижение латентности наркопотребителей путем увеличения количества лиц, впервые поставленных на учет как потребители наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 10%, 2025 г. – 15%
  Увеличение доли несовершеннолетних лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, от общего количества несовершеннолетних лиц с диагнозом «наркомания», находящихся на динамическом наблюдении (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 15%, 2024 г. – 18%, 2025 г. – 20%
  Актуализация списков наркотиков и прекурсоров, подлежащих контролю в РК, за счет их пополнения новыми видами веществ, обнаруженных в незаконном обороте (источник: ПП РК от 03.07.2019 г. № 470) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 5%, 2025 г. – 5%
  Сокращение доступности синтетических наркотиков путем увеличения их изъятий из незаконного оборота (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%, 2025 г. – 20%
  Увеличение доли лиц, охваченных программой медико-социальной реабилитации, от общего количества наркозависимых, прошедших добровольное лечение (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 26%, 2024 г. – 28%, 2025 г. – 30%
  Сокращение сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков (источник: данные Министерства юстиции): 2023 г. – до 10 суток, 2024 г. – до 5 суток, 2025 г. – до 3 суток
  Пресечение незаконного оборота прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков, с ростом их изъятий (источник: отчет 1-Н КПССУ): 2023 г. – в 5 раз, 2024 г. – в 10 раз, 2025 г. – в 15 раз
  Выявление и блокирование наркосайтов с содержанием их доли в общей структуре противоправного интернет-контента (источник: ИС «Кибернадзор»): 2023 г. – 25%, 2024 г. – 27%, 2025 г. – 30%
  1. Анализ наркоситуации и тенденций ее развития
  Проведение углубленного анализа развития наркоситуации в условиях трансформации наркорынка, появления новых вызовов и угроз современного наркобизнеса с акцентом на: аналитические обзоры раз в полугодие
2023-2025 г.г.
МВД, МЗ,
ГП (по согласованию),
РГКП «ЦСЭ»
(по согласованию)
- - - - не требуются
9.1 определение объективных данных об уровне наркопотребления в стране, видах потребляемых наркотиков и объемах наркотрафика через территорию Казахстана - - - - не требуются
9.2 установление масштабов и объема внутреннего наркорынка - - - - не требуются
9.3 влияние фактора производства синтетических наркотиков внутри страны и наличия лабораторий по их изготовлению - - - - не требуются
9.4 тенденции трафика опиатов
и метамфетамина по «Северному маршруту»
        не требуются
  Участие в проводимом УНП ООН анализе ситуации и оценок трафика афганских наркотиков по «Балканскому» и «Южному» маршрутам аналитические обзоры 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МИД - - - - не требуются
  1. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы
  Изучение досудебной и судебной практики по уголовным наркоправонарушениям, в том числе вновь введенным их составам, в целях выработки разъяснений и предложений по совершенствованию норм, связанных с: протокол заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства 4 квартал
2023-2025 г.г.
МЮ, МВД, КНБ
(по согласованию),
ГП (по согласованию)
- - - - не требуются
11.1 производством синтетических наркотиков, незаконным оборотом используемых при этом веществ и оборудования              
11.2 вербовкой лиц в наркобизнес посредством размещения «скрытой» рекламы наркотиков на сайтах объявлений и других популярных онлайн-платформах              
11.3 предоставлением персональных данных для открытия «подставных» («дроп») счетов, оформления абонентских номеров и иных услуг для незаконных сделок
с наркотиками
             
11.4 непринятием мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков владельцами транспортно-логистических организаций, частных таксопарков, служб доставки и т.д.              
  1. Повышение эффективности противодействия новым вызовам и угрозам современного наркобизнеса
  Выявление фактов распространения синтетических наркотиков, в том числе бесконтактно-закладочным способом, с использованием электронных информационных ресурсов (социальные сети, мессенджеры, электронные кошельки и т.д.) проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий постоянно МВД, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО
        РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Привлечение к ответственности организаторов «нарколабораторий», пресечение их деятельности, а также ликвидация складов и «схронов» прекурсоров, реакторов, иных веществ и оборудования («конструкторов»), используемых для производства «синтетики» реализация оперативно-поисковых
и других специальных мероприятий
постоянно МВД, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию),
ГП (по согласованию),
МИО
        РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в ночных клубах и других увеселительных заведениях организация оперативно-профилактиче-ских и рейдовых мероприятий постоянно МВД, МЗ, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию),
ГП (по согласованию),
МИО
        РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Разобщение причастных к наркобизнесу организованных преступных групп, в том числе транснациональных, с проведением внешних и внутренних «контролируемых поставок» совместные планы постоянно МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию)         РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Противодействие рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет посредством распространения «граффити» и иной информации о наркосайтах с привлечением НПО, блогеров, IТ-специалистов («хакеров»), волонтеров и других представителей общественности проведение соответствующих мероприятий постоянно МВД, МИОР, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО         РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Внедрение современных аппаратно-программных комплексов для выявления противоправного контента с их подключением к широкополосному Интернету в обход единого шлюза МВД акты приемки 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД,
КНБ (по согласованию), МИОР,МИО
1 786 439 791 063 479 889 515 487 РБ
  Укрепление материально-технической базы подразделений по борьбе с наркобизнесом (автотранспорт, оборудование, оргтехника и др.) акты приемки 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД 1 844 131 401 336 795 740 647 055 РБ
  Совершенствование критериев/признаков подозрительных операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам правоприменительной практики правоохранительных органов и органов национальной безопасности предложения в подразделения финансовой разведки,

приказ АФМ
4 квартал
2023-2025 г.г.
АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию),
НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)
- - - - Не требуется
  Изучение международного опыта по автоматизации механизма взаимодействия заинтересованных государственных органов с финансовыми институтами по подозрительным операциям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, с привлечением ассоциаций платежных организаций и финансистов Казахстана проведение семинара,

выработка и внедрение рекомендаций
4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, АФМ
(по согласованию), НБ (по согласованию),
АРРФР (по согласованию), КНБ (по согласованию)
- - - - не требуются
  Совершенствование системы мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления и нейтрализации фактов рекламы и пропаганды наркотиков с принятием мер судебного и внесудебного запрета по ограничению их трансляции на территории РК предложения в Правительство 1 полугодие
2024 г.
МИОР, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) - - - - не требуются
  Пополнение реестра законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями интернет-ресурсов, используемыми для распространения наркотиков на территории РК приказ МИОР 4 квартал
2023-2025 г.г.
МИОР, МВД, КНБ (по согласованию) - - - - не требуются
  Систематизация деятельности государственных органов по выявлению, учету и приостановлению доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации в сетях телекоммуникаций посредством разработки и внедрения новой информационной системы акт ввода в промышленную эксплуатацию 4 квартал
2024 г.
МИОР - - - - не требуются
  Упрощение механизма внесения под контроль новых видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления
предложения в Правительство 1 полугодие
2024 г.
МВД, МЗ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) - - - - не требуются
  Ограничение оборота лекарственных препаратов, являющихся предметом злоупотребления, с отнесением наиболее опасных из них к наркотическим средствам, психотропным или сильнодействующим веществам, обеспечением доступности для нуждающихся категорий граждан постановление Правительства,

приказ МЗ
4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МЗ - - - - не требуются
  Внедрение контрольного закупа в сфере обращения лекарственных средств
и медицинских изделий для усиления профилактики, выявления и пресечения неправомерной реализации лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача,
в том числе содержащих сильнодействующие вещества
проект Закона 2 полугодие
2024 г.
МЗ, МЮ, МВД,
ГП (по согласованию)
- - - - не требуются
  Материально-техническое оснащение органов судебной экспертизы, в том числе стандартными образцами по исследованию новых видов синтетических наркотиков Акты приемки 4 квартал
2023-2025 г.г.
МЮ,
РГКП «ЦСЭ» (по согласованию)
10 009 837 2 017 585 3 996 126 3 996 126 РБ
367 446 122 482 122 482 122 482 собственные средства
РГКП «ЦСЭ»
  Разработка алгоритма действий по сокращению сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков в целях своевременного избрания соответствующей меры пресечения совместный приказ 2 полугодие
2023 г.
МЮ, МВД,
ГП (по согласованию),
КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию)
- - - - не требуются
  Обеспечение подразделений Пограничной службы КНБ досмотровым оборудованием, техническими средствами пограничного контроля и радиомониторинга на каналах связи, служебными собаками и их подготовки акты приемки
4 квартал
2023-2025г.г.
КНБ (ПС)
(по согласованию)
4 522 793 916 594 1 991 996 1 614 203 РБ
  Повышение эффективности участия Национальной гвардии в оперативно-профилактических мероприятиях по борьбе с наркобизнесом, в том числе:                
30.1 ведение воздушной разведки авиацией и вертолетной поисково-штурмовой группой подразделений специального назначения «Бүркіт» выявление наркорзаготови-телей, локаций наркотиков июнь-октябрь
2024-2025 г.г.
МВД (НГ) 195 660 0 97 830 97 830 РБ
30.2 приобретение комплексов БПЛА различных типов для оснащения воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» акты приемки 4 квартал
2024-2025 г.г.
МВД (НГ) 21 608 484 0 10 489 556 11 118 928 РБ
30.3 оснащение воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» техническими средствами разведки акты приемки 4 квартал
2024-2025 г.г.
МВД (НГ) 10 805 215 0 5 198 027 5 607 188 РБ
  Регламентация взаимодействия правоохранительных органов и органов национальной безопасности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по выявлению и документированию наркопреступлений совместный приказ 1 полугодие
2024 г.
МВД, ГП (по согласованию),
КНБ (по согласованию),
АФМ (по согласованию)
- - - - не требуется
  Проведение на регулярной основе совместных оперативно-розыскных и иных мероприятий в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра с целью обнаружения наркотиков, веществ и оборудования, используемых для их изготовления ежегодный совместный план 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МФ, КНБ (по
согласованию), АФМ (по
согласованию)
- - - - не требуется
  Применение в тестовом режиме в зонах пограничного и таможенного контроля газоанализаторов и экспресс-тестов по обнаружению наркотиков и прекурсоров в подозрительных грузах пилотный проект,

предложения в Правительство
1 полугодие 2024г. МФ, КНБ (по
согласованию)
- - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Закрепление офицеров связи по контролю подозрительных грузов в пунктах пропуска через Государственную границу с созданием пунктов управления на базе городских районных линейных органов внутренних дел совместный приказ 4 квартал 2023-2025 г.г. МВД, МФ, АФМ (по согласованию), КНБ (по
согласованию)
- - - - не требуются
  Изучение возможности передачи на безвозмездной основе промышленным субъектам прекусоров, ядовитых веществ и другой химической продукции, изъятой в качестве вещественных доказательств
по уголовным делам, в том числе для их безопасной утилизации
информация в Правительство 1 полугодие 2024 г. МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по
согласованию), ГП (по
согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по
согласованию)
- - - - не требуются
  Совершенствование методики расчетов раскрываемости и динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров совместный приказ 2 полугодие 2023 г. МВД, ГП (по согласованию) - - - - не требуются
  Проведение космического мониторинга ареалов произрастания культивируемых наркосодержащих растений с применением машинного обучения искусственного интеллекта на основе космических снимков (при предоставлении МВД не менее 300 подтвержденных точек координат ранее выявленных посевов с учетом наличия на них архивных космических снимков) информация
в МВД (предполагаемые координаты)
Июль-сентябрь 2023-2025 г.г. МЦРИАП - - - - не требуются
  Привлечение профильных высших учебных заведений, международных и зарубежных организаций к обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности передовым практикам работы в условиях новых вызовов и угроз современного наркобизнеса, в том числе на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК меморандумы 4 квартал
2024-2025 г.г.
МВД, МНВО, КНБ (по
согласованию), ГП (по
согласованию)
- - - - не требуются
  Внедрение современных методик обучения тактике проведения комплекса следственных действий по документированию фактов подпольных наркопроизводств (лабораторий) и интернет-магазинов по продаже наркотиков создание учебных криминалисти-ческих полигонов 1 полугодие 2024 г. МВД - - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для: Предложения
в АП
2 полугодие
2023 г.
МВД, МФ, МНЭ - - - - не требуются
40.1 надлежащего осуществления функций уполномоченного государственного органа в сфере контроля за оборотом наркотиков и межведомственной координации          
40.2 противодействия киберпреступности, одним из основных сегментов которой является наркобизнес в сети Интернет          
  Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для проведения следственно-оперативных и иных мероприятий по пресечению контрабанды через таможенную границу наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования для их изготовления предложения
в АП
2 полугодие
2023 г.
АФМ (по согласованию), МФ, МНЭ - - - - не требуются
  1. Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц
  Включение в модуль «Безопасность жизнедеятельности» изучения темы по предупреждению употребления психоактивных веществ для обучающихся 5-9 классов в рамках обязательного вариативного курса «Глобальные компетенции» внесение изменений в руководство для педагогов по курсу «Глобальные компетенции» 1 полугодие
2024 г.
МП - - - - не требуются
  Разработка и внесение в психолого-педагогический модуль образовательных программ курсов повышения квалификации для заместителей руководителей организаций образования, классных руководителей, педагогов-психологов обязательного практического семинара «Меры предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних» совместный приказ 1 полугодие
2024 г.
МП, МЗ - - - - не требуются
  Активизация профилактики наркомании среди несовершеннолетних в средних и средне-специальных учебных заведениях с привлечением членов Совета по молодежной политике при Президенте РК в качестве тренеров, в том числе за счет:
совершенствования методики организации классных часов по профилактике потребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма;
проведения на постоянной основе профилактических декад, направленных
на предупреждение возникновения алкогольной, наркотической зависимости и пропаганду здорового образа жизни;
формирования у учащихся самостоятельных навыков социально-значимого выбора с персональной ответственностью;
повышения уровня осведомленности несовершеннолетних и их родителей об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков
меморандум





проведение мероприятий
4 квартал 2023-2025 г.г. МП, МИО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Выделение целевых местных бюджетных средств на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета и участию граждан в борьбе с незаконным оборотом наркотиков решения маслихатов 4 квартал
2023-2025 г.г.
МИО
МВД
- - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Включение в планы развития областей, городов республиканского значения и столицы целевых мероприятий по: решения маслихатов областей, городов республикан-ского значения и столицы 2 полугодие
2023 г.
МИО, МВД, МЗ, МП, МВНО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
46.1 разъяснению среди учеников старших классов и их родителей проблем современных синтетических наркотиков, аптечной наркомании и правовых последствий участия подростков в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, листовок с названиями сайтов, граффити и т.д.)
46.2 проведению в организациях образования встреч узких специалистов по профилактике наркомании с учащимися и студентами
46.3 изготовлению и размещению на улицах и других общественных местах социальной рекламы антинаркотической направленности          
46.4 созданию местной модели противодействия наркомании с акцентом на особенностях региона и привлечением НПО, органов местного управления, активных граждан, СМИ и др. (по методологии CADCA)          
46.5 реализации готовой продукции лечебно-трудовых мастерских центров психического здоровья          
46.6 разработке правил обеспечения мер по пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков в развлекательных заведениях и иных декретированных объектах          
46.7 заключению меморандумов
с подразделениями егерской службы, субъектами охотничьих, лесных, крестьянско-фермерских и сельских хозяйств по оказанию содействия в выявлении на их территории подпольных нарколабораторий, схронов и закладок наркотиков
         
46.8 установке стандартизированных систем видеонаблюдения, в том числе с функцией фиксации правонарушений, по возможным маршрутам следования наркокурьеров к местам потенциальных закладок наркотиков, обеспечением точки доступа к ним подразделений по противодействию наркопреступности          
  Информационное сопровождение антинаркотической деятельности государственных органов и НПО по актуальным проблемам наркомании, особенно среди молодежи, с размещением, в том числе на сайте www.eljаstary.kz блока:
признаках наркопотребления, формах вовлечения и ответственности за участие
в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, граффити-рисунков, листовок с названиями наркосайтов, их администрирование и т.д.);
по разъяснению опасности современных синтетических наркотиков, разоблачению форм, методов и приемов их распространения;
о проблемах «аптечной» наркомании и иных формах злоупотребления психоактивными, сильнодействующими и другими вредными веществами («веселящий газ», «вейпы», «снюсы» и т.д.) со списками профильных НПО и волонтеров, профилактической продукцией и т.д.
пролонгация
медиа-плана,
2 полугодие
2023 г.
МИОР - - - - не требуются
размещение актуальной информации 4 квартал
2024-2025 г.г.
МИОР, МВД, МЗ, МП, МИО
  Проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией – 26 июня приказ МВД 1 полугодие
2023-2025 г.г.
МВД, МИО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Проведение информационной кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков среди всех слоев населения с привлечением СМИ акты выполненных работ 4 квартал
2024 г.
МЗ, МИОР 15 776 - 15
776
- РБ
  Усиление взаимодействия с частными наркологическими центрами с целью совершенствования оказания медико-социальной помощи лицам с зависимостями от психоактивных веществ приказ МЗ 2 полугодие
2024 г.
МЗ, МВД - - - - не требуются
  Разработка и ротация в СМИ и социальных сетях аудио-видеороликов по профилактике наркомании с привлечением медиа личностей (блогеры, представители шоу-бизнеса и др.) по пропаганде здорового образа жизни в целях формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у населения акты выполненных работ 4 квартал
2024-2025 г.г.
МЗ, МИОР МИО 36 288 - 18
144
18
144
РБ
  Проработка возможности закрепления нормы о прохождении добровольного скрининга на определение психоактивных веществ в биологических средах в ходе предоставления медицинских услуг населению, на условиях общественного договора (анонимности) предложение в Правительство 1 полугодие 2024 г. МЗ, МВД - - - - не требуются
  Внедрение наркологического скрининга среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предусматривающего, в том числе: проект Закона 2 полугодие
2023 г.
ГП (по согласованию) МВД, МЧС, МЗ, АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию) - - - - не требуются
53.1 формирование реестра подразделений, сотрудники которых наиболее подвержены риску наркопотребления,
с поэтапным его расширением
         
53.2 внеплановое и внезапное проведение скрининга с возложением его организации на службы собственной безопасности или инспекции по личному составу          
53.3 проведение экспресс-тестирования в ведомственных и иных обслуживающих медицинских организациях          
53.4 обеспечение полноценной процедуры медицинского освидетельствования лиц с положительными результатами экспресс-тестов          
  Обеспечение на постоянной основе ревизии камер хранения вещественных доказательств в целях предупреждения повторного оборота наркотиков акты сверок 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, КНБ (по согласованию) - - - - не требуются
  Определение уровня добропорядочности сотрудников подразделений
по противодействию наркопреступности в соответствии с действующим законодательством («Intergrity check»)
информация в Правительство 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, КНБ (по согласованию)          
  Адаптация (валидизация) системы анкетирования на предмет потребления психоактивных веществ (ASSIST) среди подростков и молодежи, ее поэтапное внедрение (в случае одобрения) с обеспечением анонимности результатов предложения в Правительство 1 полугодие 2024 г. МЗ, МП, МНВО, МИО - - - - не требуются
  Модернизация, капитальный ремонт и строительство региональных центров психического здоровья с обеспечением их современным оборудованием акты выполненных работ 4 квартал
2023-2025 г.г.
МИО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Проведение модернизации и капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г. Алматы), филиала РНПЦПЗ (г. Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР», в том числе: акты выполненных работ 4 квартал
2024-2025 г.г.
МЗ 2 202 205 - 313 182 1 889 023 РБ
58.1 проведение технического обследования зданий для проведения капитального ремонта акты технического обследования 4 квартал
2023-2025 г.г.
МЗ - - - - за счет собственных средств РНПЦПЗ МЗ
58.2 разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта ПСД 4 квартал 2024 г. МЗ 154 950 - 154 950 - РБ
58.3 - проведение капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ (г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР» акты приемки 4 квартал 2025 г. МЗ 1 756 093 - - 1 756 093 РБ
58.4 оснащение медицинским оборудованием акты приемки 4 квартал 2024-2025 г.г. МЗ 291 162 - 158 232 132 930 РБ
  Выделение пригородных земельных участков с открытием отделений медико-социальной реабилитации с лечебно-трудовыми мастерскими решения маслихатов 4 квартал
2023-2024 г.г.
МИО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Совершенствование тарифов и методов оплаты по службе охраны психического здоровья с учетом расширения медико-социальной реабилитации наркозависимых, в том числе в части финансирования Центров временной адаптации и детоксикации из местного бюджета предложения в Правительство 1 полугодие 2024 года МЗ, МИО - - - - не требуются
  Выделение грантов на обучение, подготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе в ведущих зарубежных наркологических центрах, для региональных организаций, оказывающих наркологическую помощь населению информация в МВД 4 квартал
2023-2025г.г.
МИО - - - - МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Обеспечение лекарственными средствами участников программы поддерживающей терапии агонистами опиоидов из республиканского бюджета приказ МЗ 4 квартал
2024-2025 г.г.
МЗ 142 198 - 71 099 71 099 РБ
  Разработка методики и постановка задачи по формированию социально-экономического портрета наркопотребителей и иных лиц, причастных к наркобизнесу информация
в МЦРИАП
4 квартал 2023 г. МВД, МЗ         не требуются
  Реализация кейса «Социально-экономический портрет наркопотребителя» в цифровой карте семьи протокол демонстрации 1 полугодие 2024 г. МЦРИАП, МВД, МЗ, МТСЗН         не требуются
  1. Обеспечение легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
  Совершенствование механизма взаимодействия уполномоченных органов с юридическими лицами, участвующими в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в целях упорядочения механизма их учета, распределения, хранения и уничтожения предложения в Правительство 1 квартал
2024 г
МВД, МЗ, МНЭ, МЦРИАП, КНБ (по согласованию) - - - - не требуются
  Продолжение мероприятий по цифровизации государственных услуг в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекуросов, в том числе путем интеграции портала е.license в рамках проекта регулирования «с чистого листа» информация в Правительство 4 квартал
2023-2024 г.г.
МВД, МЦРИАП - - - - не требуются
  Расширение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (раздел 2.12), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с его таможенной территории их новыми видами (решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015г. № 30) решение коллегии ЕЭК 2 полугодие
2023 г.
МТИ, МВД, МЗ, МФ,
РГКП «ЦСЭ»
(по
согласованию)
- - - - не требуются
  1. Укрепление и расширение международного сотрудничества
  Принятие мер по заключению международных договоров и подписанию меморандумов, а также иных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как в многостороннем, так и двустороннем формате заключение международных договоров, подписание меморандумов, принятие иных документов 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)
- - - - не требуются
  Обеспечение представительства национальных интересов Казахстана в международных организациях, в том числе за счет участия в оперативных мероприятиях: информация в Правительство 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)
- - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
69.1 ШОС – операция «Паутина»;
69.2 ОДКБ – операция «Канал», заседания КСОПН;
69.3 ЦАРИКЦ – операции «Рефлекс», «Подмена»
  В рамках председательствования Казахстана в ШОС (2023-2024 годы): протоколы заседаний 4 квартал
2023-2024 г.г.
МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию),
ГП
(по согласованию)
         
70.1 подготовка к проведению заседаний рабочих групп, совещания старших должностных лиц, совещания руководителей компетентных органов - - - - не требуются
70.2 реализация мероприятий в рамках очередной Антинаркотической стратегии ШОС на 2024-2029 годы с разработкой и принятием соответствующего рабочего плана - - - - не требуются
70.3 подготовка материалов к совещаниям высокого уровня СМВД, СМИД, ССБ, СГГ - - - - не требуются
  Проведение на территории Казахстана очередного этапа операции «Канал» ОДКБ
и заседания рабочей группы по ее подготовке, очное участие в аналогичных мероприятиях на территориях других государств
информация в Секретариат ОДКБ 2 полугодие 2023 г. МВД, МИД, АФМ (по согласованию),
КНБ
(по согласованию)
- - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Продолжение сотрудничества с УНП ООН в рамках реализации: реализация проектов 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) - - - - не требуются
72.1 стратегии УНП ООН по синтетическим наркотикам на 2021 - 2025 годы         не требуются
72.2 региональной программы для Афганистана и соседних стран - - - - не требуются
72.3 программы для стран Центральной Азии
на 2022 - 2025 годы
- - - - не требуются
  Обеспечение участия представителей Республики Казахстан в мероприятиях
в рамках КНС ООН (г.Вена, Австрия и другие города мира)
протоколы заседаний 1 полугодие
2023-2025 г.г.
МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)
- - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Продолжение сотрудничества в рамках ЦАРИКЦ: предложения в УНП ООН,

проекты НПА,

заседания СНК









4 квартал
2023-2025 г.г.














МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)










- - - - не требуются
74.1 подписание и ратификация Соглашения об обмене и защите секретной информации
в рамках ЦАРИКЦ
- - - - не требуются
74.2 продвижение инициативы ЦАРИКЦ о создании Рабочей группы по оценке афганского наркотрафика по «Северному маршруту» - - - - не требуются
74.3 оказание поддержки деятельности ЦАРИКЦ за счет решения вопросов его самофинансирования государствами-участниками и привлечения донорских средств - - - - не требуются
74.4 проработка вопросов закрепления за представителем Казахстана должности заместителя Директора ЦАРИКЦ на постоянной основе - - - - не требуются
74.5 - продвижение инициативы присоединения Турции к Соглашению о создании ЦАРИКЦ в качестве государства-участника - - - - не требуются
  Дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ, а также взаимодействия с ЕС, США и другими иностранными партнерами информация в Правительство 4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) - - - - РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)
  Изучение опыта Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в
г. Лиссабоне (EMCDDA) с рассмотрением его внедрения в РК
информация в Правительство 2 квартал
2024 г.
МЗ, МВД,
ГП (по согласованию), МП
- - - - не требуются
  1. Заключительное направление
  Проведение заседаний МВШ по усилению межведомственного взаимодействия, рассмотрению результатов реализации Комплексного плана и, при необходимости, внесению в него изменений и дополнений Протокол заседания
МВШ
4 квартал
2023-2025 г.г.
МВД,
заинтересован-ные государствен-ные органы
- - - - не требуются
                       


Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
США – Соединенные Штаты Америки
МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан
СМИ – средства массовой информации
ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
ООН – Организация Объединенных Наций
УНП ООН – Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности
МВШ – Межведомственный штаб по координации деятельности государственных органов, направленной на противодействие наркомании и наркобизнесу
МНВО - Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан
ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
КСОПН - Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков
КНС – Комиссия по наркотическим средствам
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
ЕС – Европейский Союз
МИО – местные исполнительные органы
МБ – местный бюджет
ПСД – проектно-сметная документация
МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан
ССБ – Секретарь Совета Безопасности
АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
КПССУ – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
МСР – медико-социальная реабилитация
СГГ – Совет глав государств
НПА – нормативный правовой акт
ЦАРИКЦ – Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
МП – Министерство просвещения Республики Казахстан
АП – Администрация Президента Республики Казахстан
УПН ДП – управления по противодействию наркопреступности департаментов полиции
БПЛА – беспилотный летательный аппарат
РБ – республиканский бюджет
РГКП «ЦСЭ» - республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебных экспертиз»
РНПЦПЗ - республиканский научно-практический центр психического здоровья
АПК – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции
МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан
ЗОЖ – здоровый образ жизни
МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан
СМИД – Совет министров иностранных дел
МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
СНГ – Содружество Независимых Государств
НБ – Национальный банк Республики Казахстан
КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности
НГ – Национальная гвардия
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
НПО – неправительственные организации
МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
ШОС – Шанхайская организация сотрудничества
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
СМВД – Совет министров внутренних дел
СЭР – Служба экономических расследований
CADCA – Антинаркотическая коалиция общинных организаций Америки.